Профессиональное развитие
Согласно статистическим данным: около 70% работников разных специальностей и разного ранга сталкивались с ситуацией, когда приходилось выполнять работу за другого сотрудника. Одни безропотно берут на себя решение задач, которыми они заниматься не должны, другие отказывают в резкой форме. Как вести себя в такой ситуации, чтобы не вызвать недовольство начальства и при этом не стать «лошадкой», на которой каждый норовит скинуть всю «лишнюю» работу?
Основная проблема заключается в том, что многие из нас просто не умеют говорить «Нет». Причины могут быть разные:
- мы боимся обидеть человека;
- мы опасаемся, что в другой раз мы уже не сможем обратиться к нему за помощью;
- мы не хотим прослыть в глазах коллектива бездушным, черствым человеком...
Причин может быть много, но большинство из них надуманные. Нужно просто отказать, и не оправдываться — вы не обязаны объяснять человеку, почему не готовы тратить свое время, выполняя его работу. Вы просто не готовы. И все.
Не лишними будут репетиции дома перед зеркалом, если вы не уверены, что сможете четко отказать манипулятору. Несколько репетиций, поставленная перед собой цель, и в скором времени вы сможете избавиться от репутации человека, который готов взвалить на свои плечи работу половины сотрудников вашей компании.
Еще один момент: очень важно уметь вычислять манипуляторов. Кстати, это вовсе не обязательно неприятные люди, даже наоборот, манипуляторами, которые не прочь свалить на вас бремя своих обязанностей, обычно являются приятные в общении, добродушные, улыбчивые люди, которые считаются душой компании. И отказать таким как раз очень сложно. Манипулятор может выглядеть и по другому: это может быть милый и отзывчивый человек, у которого... восемь детей, и их нужно срочно забрать из садика, или пьющий и временно не работающий муж, или больные родители, которых нужно постоянно возить по больницам, обследованиям и так далее.
Сложнее всего, когда манипулятором выступает начальник. Здесь отказ грозит обернуться, если не увольнением, то штрафами, недовольством руководства, сложностями на пути карьерного роста. Однако, если необходимость перерабатывать сверх обязанностей, круг которых очерчен в трудовом договоре, вас напрягает, с руководством желательно поговорить. Подготовьтесь к разговору заранее, продумайте аргументы, которыми будете апеллировать, прося прибавку к жалованию или повышение по карьерной лестнице. Совершенно не обязательно, что после разговора начальство вас повысит или увеличит заработную плату, но ваше мнение будет услышано, и вполне возможно, что лишнюю работу будут впредь «сваливать» на плечи другого сотрудника.