Как в 2015 году изменились предпочтения российских студентов
Что вы знаете о консалтинге? Привлекает ли вас банковская сфера? А не хотели бы вы стать субъектом инвестиционной деятельности? На все эти вопросы в настоящее время можно и нужно отвечать положительно, так как недалек тот день, когда вы или ваш ребенок отважатся заявить о себе как о конкурентоспособном специалисте на рынке труда.
Если вы считаете, что нефтегазовая отрасль по-прежнему в тренде, то заблуждаетесь. Нынешние молодые специалисты не те, что три года назад – все, как один, ориентированы на работу в крупных международных компаниях, оставляя работу в отечественном гиганте «Газпроме» старожилам. На выбор горячей молодежи, определенно повлиял временный кризис российской экономики, и некоторое падение курса рубля.
Против фактов, приведенных известным экспертом рынка труда, компанией «Changellenge», не поспоришь. Тщательному исследованию подверглись 2150 респондентов, возрастом 19-21 год, обучающихся в 85 наиболее престижных ВУЗах страны (МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ и т.д.). Вопросы были предельно лаконичны: предпочитаемая отрасль, желаемая компания, ожидаемая заработная плата. Отдельным пунктом стоял вопрос о компании, внесшей наиболее весомый вклад в становление и развитие студенческого бизнес-образования, в том числе организацию чемпионатов по решению кейсов.
Анализируя отрасль, указанную перспективными студентами для начала карьеры, следует отметить изменение вектора в сторону консалтинговых фирм («McKinsey & Company», «The Boston Consulting Group», «Google»). Вторая по популярности работа для выпускников – лидирующие ранее нефтегазовые компании («Газпром», «Газпром нефть»). Замыкают тройку лидеров компании аудиторского сектора («PwC», «EY» и «KPMG»), стабильно удерживающиеся на верхушке рейтинга. Компании, работающие в банковском секторе, сфере информационных технологий, а также обеспечивающие потребителей товарами повседневного спроса, летом 2015 года выглядели не слишком презентабельно, поэтому остались лишь в топ-20.
Интересно разделение участвующих в исследовании компаний по номинациям: «Взлет года» и «Падение года». Найти работу в динамично развивающихся фирмах, с отличными темпами роста – мечта любого сознательного выпускника, поэтому «The Boston Consulting Group» и «Bain», которые уверенно заняли третье и десятое места соответственно, могут ожидать в этом году притока молодых целеустремленных кадров. Неожиданным взлетом может похвастаться фармацевтическая компания «Sanofi», продвинувшаяся на 11 пунктов.
Немногим меньше повезло фирмам, названия, и логотипы которых засветились в номинации «Падение года» («Unilever», «Yandex» и «Microsoft»). Не сумевшие удержаться на гребне волны, выпали из десятки лучших, снизив свой работодательский рейтинг на 8 и 11 позиций соответственно. Своеобразным лидером в анти-номинации является известная компания «Nestle», осуществившая падение популярности среди выпускников на 26 пунктов.
Найти работодателя по узнаваемому бренду? Почему бы и нет – считают выпускники, которые на собственном опыте знают, с какой легкостью тратится немалая доля карманных денег на покупку товаров повседневного спроса. Узнаваемые предметы гигиены, моющие и чистящие средства огромной прибыли не приносят, но за счет массовости гарантируют быстрый оборот. Еще и бренд работодателя раскручивать нет необходимости, сознаются около 40% респондентов, надеющихся на получение легких денег.
Кстати, о деньгах, то есть, ожидаемом окладе. Наиболее смелые ожидания у первокурсников (80 тысяч рублей), позже житейский опыт вносит свои коррективы, опуская планку. Получение долгожданного диплома резко повышает самоуверенность выпускников, мечтательно озвучивающих трехзначные цифры в своей зарплате.
Но не зарплатой единой живы студенты. Немалую роль играет интересная работа, возможность быстрого взлета по карьерной лестнице, дополнительное обучение и работа за границей.
Обратившись к вопросу отдельного пункта касательно бизнес-образования, хочется выделить «Альфа-Банк», который в течение последних трех лет занимает устойчивые позиции среди потенциальных работодателей, кроме того – демонстрирует рост. «Альфа-Банк» наряду с «Газпром-нефть», отмечен достойным регулярным вкладом в развитие кейс-сообщества. Новичок в данной сфере компания «Sanofi», переместилась вверх на 35 позиций, что свидетельствует о заинтересованности в проведении кейс-чемпионатов, способствующих развитию базовых бизнес-навыков студенческой молодежи. Учитывая, что указанная компания «Sanofi» также поднялась в рейтинге лучших работодателей, можно спрогнозировать в следующем 2016 году рост популярности фармацевтических компаний при трудоустройстве лучших студентов.