Чем оценка персонала поможет в кризис
Финансовый кризис в нашей стране совершенно не снизил «кадровый голод», скорее значительно усилил актуальность вопросов в процессе поиска и подбора персонала. Нестабильность в экономике сегодня является поводом дополнительной оценки и анализе эффективности сотрудников. Именно оценка персонала в кризис и будет обсуждаться в этой статье.
В нашей статье вы узнаете:
- Как проходит HR-оценка персонала именно в условиях кризиса;
- Для чего нужна оценка персонала, какие задачи она решает и чем выгодна собственнику компании.
Оценка персонала в условиях кризиса
Кризис – отличный повод определить, кто из сотрудников компании работает на максимум и приносит пользу предприятию, а кто отбывает трудовые часы и только отнимает деньги на оплату своей заработной платы. В такой период работодателям рекомендуют оценить каждого сотрудника фирмы и сделать вывод о каждом из них, проанализировав работу. Чтобы при необходимости найти работника максимально эффективного и трудолюбивого, а также составить список ключевых сотрудников компании.
Кризисное положение вынуждает компании проводить оценку работы своих сотрудников, более профессионально подходить к поиску и подбору новых работников и анализу эффективности действующих. В помощь HR-рам пришли современные технологии, системы программного обеспечения, которые с высокой скоростью и точностью обработки информации позволяют справляться с негативными последствиями кризиса.
Цели и задачи антикризисной оценка персонала
Основные задачи:
- Оценить реальный потенциал работников фирмы/компании
- Оценить эффективность деятельности каждого сотрудника
- Сформировать работающий «золотой запас» сотрудников
Критерии антикризисной оценки персонала:
- Формирование анализа с учетом стратегии и оперативных задач организации;
- Стратегические задачи: удержать обороты и рынок, развить компанию;
- Нацеленность на участие в проектах.
В первую очередь следует оценить управленческий аппарат компании и при необходимости сделать замену слой единицы. Подбирать стоит ТОП-менеджеров, которые способны стратегически мыслить, правильно анализировать, готовы риску и оперативному профессиональному развитию в период кризиса, а также обладают способностью заряжать энтузиазмом своих сотрудников, готовы тратить время на обучение ключевых работников. Так же важным критерием оценки является готовность к разноплановым нововведениям в компании и при этом не бояться ответственности и неудач. Следует понимать, что проявления кризиса в организации негативно воздействуют на рабочую атмосферу и морально-психологическую обстановку организации, заметно резко растет уровень личностных проблем и конфликтности в коллективе. Для того, чтобы успешно справиться с преградами и преодолеть кризисные явления в компании, ТОП-менеджер, должен гарантированно обладать сильными качествами лидера, высоким уровнем стрессоустойчивости.
Менеджеры по персоналу должны понимать приоритетность в период кризиса, кроме неустойчивой экономической ситуации в стране, снижению прибыльности компании наиболее ключевой задачей стоит удержание и сохранение высококвалифицированных специалистов. Они обязаны провести качественную оценку уровня профессионализма персонала, после определенных выводов пересмотреть основные, а также вспомогательные бизнес-процессы организации, при необходимости переработать профили должности, провести реструктуризацию функциональных обязанностей сотрудников для достижения максимальной эффективности их труда.
Для того, чтобы это выполнить, необходимо правильно оценить функционал стратегических целей компании в период кризиса, а после совместить с целями и задачами деятельности каждого подразделения, отдела и рабочего места. Только в этом случае, совместными усилиями руководителя конкретного подразделения, HR-менеджера и самих сотрудников компании, станет возможным результативное изменение должностных обязанностей специалистов. Этот процесс позволит организовать эффективно работающую команду, которая будет трудиться для достижения одной цели в сложный период кризиса, тем самым даст все инструменты для выполнения всех планов и значительно повысит прибыть всей компании.
Для того, чтобы правильно провести оценку персонала в период кризиса рекомендовано использовать инструмент «360 градусов», в тоже самое время не стоит забывать о том, что данным методом оценивают либо управленческий персонал, либо кадровый резерв. Одновременно использовать этот инструмент при оценке разноуровневых сотрудников компании будет ошибочным.
Определяем и наиболее востребованные правленческие компетенции в условиях кризиса:
- Лидерские качества.
- Навыки командообразования, умение как создать команду, так и плодотворно работать в ней.
- Умение эффективно управлять людьми.
- Уровень коммуникабельности.
- Понимание сути бизнеса и особенности его ведения.
- Умение принимать быстро решения и брать на себя ответственность.
- Инициативность.
Для того чтобы создать сильную команду руководителей и при необходимости начать поиск ключевого звена в процессе оценки персонала необходимо учитывать стандартные и нестандартные моменты, которые могут оказаться ошибками при HR-исследовании компетентности сотрудников.
Стандартные организационные ошибки:
- Неправильные критерии оценки;
- Изменение стандартов в самом процессе оценки;
- Полное отсутствие обратной связи.
Нестандартные организационные ошибки:
- Сравнение разнопрофильных и разноуровневых сотрудников по одному шаблону.
- Необъективная оценка, а именно выделение любимчиков.
После того, как подведены итоги оценки персонала можно понять, какой уровень профессионализма сотрудников, кто все-таки из работников не обладает достаточным в период кризиса и на определенном этапе развития компании компетенций. Попавшие в такой «балласт» сотрудников рекомендуется увольнять.
Очень большая доля собственников компаний, проводя начальный этап собеседования на тему сокращений затрат начинает увольнять сотрудников, которые на их взгляд не приносят достаточную долю прибыли либо чьи усилия сложно оценить в денежном эквиваленте. В этот список зачастую входят юристы и экономисты, а также сотрудники отдела маркетинга и рекламы. Однако не стоит спешить с выводами начиная проводить оценку, ее стоит довести до самого конца. Только тогда действительно слабые и неэффективные сотрудники будут выявлены и поиск высококвалифицированных специалистов будет своевременно начат, но только при материальной возможности собственника.
Оценка персонала в такой сложный период кризиса дает возможность руководителю компании держать под контролем ситуацию на предприятии, адекватно оценивать состояние морального климата в коллективе, что помогает выявлению негативных неформальных лидеров, а также способствует формированию сплоченной команды всего кадрового резерва, что естественно дает силу всей компании в борьбе за устойчивость и развитие во время кризиса.