Инструкция составления портфолио начинающего дизайнера
Работа дизайнера относится к тем творческим специальностям, в которых образование – далеко не самый важный показатель мастерства. Зачастую дизайном занимаются люди самых разных специализаций, вдруг открывшие в себе талант именно к этому делу. На первый план выходит портфолио – своеобразный «сборник» готовых работ, которые можно продемонстрировать потенциальному работодателю, чтобы он смог оценить мастерство специалиста.
Если дизайнер выбрал пусть «свободного творца» -фрилансера, портфолио станет визитной карточкой и лучшей рекомендацией. Официально найти работу в Спб без примеров работ тоже сложно – каждая компания хочет знать, какие таланты приобретает с приходом нового сотрудника.
Начинающие дизайнеры часто сталкиваются с вопросом: а где же взять работы для портфолио? Попасть в замкнутый круг очень просто: без портфолио заказы никто не даст, а без заказов наполнить его невозможно. Что же делать?
Из чего должно состоять портфолио?
Понять нужно одно: от собранных работ будет зависеть весь карьерный путь. Разумеется, ставку нужно делать не на количество, а на качество: посредственные кейсы вряд ли кого-то восхитят, а первое впечатление играет серьезную роль. Конечно, без достаточного опыта работы вряд ли получится удивить клиента невероятной техникой исполнения, но стилистику и трудовой подход оценить можно будет.
В том случае, если в запасе уже имеются один-два ярких и выдающихся проекта, они станут поддержкой для отличного старта: зачастую необычные работы получают широкое распространение на тематических форумах и различных интернет-площадках, хорошие заказчики наткнуться на вас могут случайно.
Откуда берутся первые работы?
1. Придумайте «свою» компанию
Просто представьте, что у вас свое веб-агентство и создайте для него фирменный стиль. Определенные затруднения может вызвать отсутствие точного технического задания, на которое обычно опираются дизайнеры: придумать его придется самостоятельно, а полет фантазии можно ничем не ограничивать. Сайт-визитка, логотипы и баннеры, «штампы» для фирменной печати – можете делать все, что покажется нужным. Главное – сделать это хорошо.
2. Придуманный клиент
На фриланс-биржах можно без проблем найти реальные заказы для дизайнеров. Представьте, что вам уже поручили эту работу и вам нужно выполнить задание, ориентируюсь на указанное техническое задание. Вот и все, приступайте к выполнению.
Единственный недостаток в том, что заказчик вам свои претензии не выскажет и вы, возможно, никогда не узнаете, понравился бы результат клиенту. Впрочем, никто не помешает найти контакты автора задания и представить ему результаты своей работы. Кто знает, вдруг это и будет ваше первое настоящее задание и заказчику повезет найти дизайнера?
3. Звонок другу
Обзвоните всех своих друзей или знакомых, вдруг им именно сейчас требуются какие-то дизайнерские услуги, которые вы могли бы выполнить за символическую оплату? Риск здесь один: если задание будет провалено и возникнут какие-то проблемы, могут пострадать дружеские отношения. Беритесь за такую работу только в том случае, если действительно уверены в себе.
4. Принимайте участие в конкурсах
Регулярно в тематических сообществах проводятся самые разнообразные дизайнерские конкурсы на любой вкус. Не бойтесь принимать в них участие! В худшем случае вы просто получите работу для портфолио, в лучшем – сможете выиграть приз и получить определенное признание среди коллег. Попробовать обязательно стоит.
Кстати, ориентироваться можно не только на актуальные конкурсные задания, но и на те, которые уже давно завершились. Главное – получить хорошее ТЗ. После того, как работа будет закончена, вы можете сравнить свои результаты с кейсами победителей
5. Выберите популярный ориентир
При создании работы для портфолио ориентироваться можно на стиль какого-нибудь популярного сервиса или бренда. Например, многие компании регулярно обновляют какие-то детали фирменного стиля, глобально ничего не меняя. Представьте, какие изменения во все это могли бы внести вы. В том случае, если работа получится действительно удачной, она может открыть новые горизонты для потенциального сотрудничества.
6. Исправьте чужие ошибки
В сети можно найти многочисленные примеры работ виртуальных коллег по цеху, выполненных по определенным техническим заданиям. Оцените их критически: вдруг вы могли бы сделать лучше? Если решили, что смогли бы – смело делайте.
Здесь есть два подводных камня: если все будет сделано лучше, чем у конкурента – хвала вам и почет, а может даже какие-то перспективы. А вот если намного хуже – есть риск быть осмеянным в профессиональной среде, что немного затруднит дальнейшее продвижение.
7. Работа ради портфолио
Конечно, любая работа должна быть оплачена. Однако, если наполнить портфолио нужно «вот прямо сейчас», а никаких перспектив на горизонте нет – без проблем можно найти заказчика, который примет несколько неоплачиваемых заданий. Преградой может стать только вопрос самоуважения: работать бесплатно лучше не стоит.
8. Создайте что-то свое
Один из наилучших вариантов – разработка и реализация собственного проекта, который со временем можно будет монетизировать. Наверняка у вас найдутся друзья, которые согласятся принять участие в небольшом стартапе и услуги которых могли бы быть вам полезны. Среди вариантов – иконки, веб-сервисы, набор PSD-шаблонов, фреймворки – все, что покажется вам интересным. Распространять работы можно бесплатно или в рамках небольшого интернет-магазинчика – дело ваше.
Потфолио является отличным инструментом для самопрезентации кандидата, но очень важно сделать его правильно, чтобы увеличить свои шансы на получение желаемой должности, а не наоборот снизить их своей некомпетентностью.