С развитием банковской системы, выплата зарплат на банковские карты становится нормой в трудовых отношениях сотрудника и работодателя. До недавнего времени такие выплаты производились только на карты выбранного работодателем банка. Соответственно складывалась ситуация, при которой получатель не имел альтернативы. С принятием поправок к трудовому законодательству, в частности закона от 4.11.2014 года № 333-ФЗ, получатель заработной платы сам может выбирать банк, с которым будет сотрудничать. По данным опросов, около трети всех трудящихся в России собирается после принятия закона поменять банк. У некоторых возникают сложности с погашение кредита, взятого в другом банке, другим удобней выбирать карты без обязательных платежей за обслуживание.
Другими словами, у получателей зарплат на банковскую карту появилась возможность выбирать удобный вариант. Даже если человек только хочет найти работу, у него уже есть возможность делать это со своей банковской картой.
По законодательству, сотрудник в случае смены банка обязан осведомить работодателя не позднее пяти рабочих дней перед сменой банка. Количество смен банков не регулируется, при желании можно изменять их хоть перед каждой выдачей заработной платы. Другое дело, как к этому отнесется работодатель? По мнению экспертов, при небольшом штате сотрудников не является проблемой выбор сотрудником другого банка, однако, при большом количестве работников, бухгалтерия просто не в состоянии будет справиться с увеличившейся нагрузкой. Ведь, следуя закону, она обязана удовлетворить просьбу сотрудника, но если таких просьб будет несколько сотен? Может возникнуть путаница, которая приведет к возрастанию рисков для получателя зарплаты, ведь бухгалтера тоже люди, и, при больших нагрузках, могут совершать ошибки. Так же увеличиваются расходы, связанные с оплатой переводов и платежей. Их количество увеличится в несколько раз.
Еще одним риском является не надежность банковской системы. Выбранный сотрудником банк может закрыться, и все переводы заморозиться. Это приведет к не нужному работодателю осложнению в финансовой отчетности, возмещению убытков сотруднику и так далее. Так же существует опасность потери контроля за своевременными выплатами, так как у всех банков разные сроки обработки средств и предоставления отчетности. Бухгалтерия просто не сможет равномерно выполнять выплаты, отчего каждый сотрудник будет получать зарплату в разное время. Увеличивается и число документации, с которой необходимо будет работать бухгалтерскому отделу.
Мнения экспертов по вопросу эффективности этого закона разделились, но большинство видит больше минусов, причем для работодателя. Сотрудник сам выбирает удобный банк, который его устраивает по необходимым критериям, работодатель же может получить банк, с которым ему будет работать намного сложнее. Кроме проблем с бухгалтерией возможно ухудшение обслуживания банковских карт. Выбранный сотрудником банк может обладать не развитой системой банкоматов, что осложнит возможность снятия денежных средств. Кроме того, раньше работодатель сам выбирал наиболее выгодные условия льготных зарплатных проектов и заключал договора с надежными партнерами. Теперь же от участия в льготных проектах работодатель отлучен.
Исходя из этого, перспективы принятого закона не совсем радостные. Для сотрудника, который при не большом количестве положительных моментов при смене банка получает еще и ряд минусов, возможность сменить банк и так присутствовала, нужно было просто объяснить работодатель суть проблемы и, чаще всего, ему шли на встречу. Теперь же, если работодатель ведет поиск работников, он вынужден смотреть и на банк, который претендент желает видеть держателем зарплатной карты. Конечно, по мнению экспертов, закон приведет к увеличению конгруэнтности на рынке банковских услуг, но это может произойти только спустя некоторое время, так как в нынешний тяжелый период большинство работодателей и сотрудников не захотят менять текущую ситуацию из-за нежелания увеличивать затраты и риски.