Мерчендайзер. Актуальные профессии
В последние годы все больше становится торговых марок и больших розничных сетей, огромное количество товара так и привлекает глаз. В борьбе за увеличение продаж администрация магазина использует очень эффективный инструмент — мерчендайзинг.
Именно поэтому профессия мерчендайзера сейчас набирает серьезные обороты и является очень актуальной для выпускников ВУЗов. Это молодежная должность, которая востребована практически в каждой компании производителе, дистрибьюторской фирме и торгово-розничной сети.
Круг обязанностей мерчендайзера
Должностные обязанности специалиста по мерчендайзингу зависит во многом от специфики деятельности компании работодателя. Основная цель этой должности в увеличении продаж того или иного товара. График мерчендайзера зависит от объема торговых точек, которые он обязан посетить и от количества торговых линеек. Зачастую мерчендайзеру предоставляют определенную клиентскую базу, с которой ему необходимо работать.
Классические функциональные обязанности мерчендайзера:
- Осуществление работы с розничными клиентами по вопросам наличия товара на полках
- По согласованному плану посещать торговые точки и контролировать выкладку и наличие товара
- Следить как за выкладкой товара, так и за его внешним видом и размещением в договоренном месте торгового зала
- Обеспечение рекламными POS-материалами и контроль их наличия на определенном месте
- Составление списка ключевых клиентов, посещение их торговых сетей по отдельной договоренности
- Информирование супервайзера либо ответственного торгового агента о проблемных зонах, товарах, магазинах при нарушении стандартов
- Создание дублирующих точек продаж и контроль их правильного размещения, улучшение места презентации продукции по направлению к покупателю.
- Своевременное информирование торгового представителя о претензиях руководителей магазинов и покупателей по вопросу наличия и качества предоставляемого товара
- Анализ изменения состояния рыночной ниши на рабочей территории (в процессе своей работы)
- Организация акций, дегустаций и промоакций продукции в конкретной торговой точки.
В отдельных случаях мерчендайзер дополнительно занимается анализом продаж и разрабатывает планограммы для продавцов-консультантов, администраторов магазина и товароведов. Такие обязанности чаще бывают у специалистов, которые работают в большой торгово-розничной сети, где стандартизация выкладки имеет принципиальное и приоритетное значение.
Основные требования к специалисту по выкладке
Практически всегда работодатели при подборе персонала на должность мерчендайзера в свою компанию выставляют одни и те же требования. Полное высшее образование в торговле не является приоритетом, скорее важны личностные качества, а именно:
- Возраст от 18 до 30 лет
- Активность
- Ответственность
- Приятная внешность
- Коммуникабельность
- Стрессоустойчивость и выносливость
- Самоорганизованность
- Умение анализировать
- Сообразительность и навыки быстрого принятия решений
Кроме того, претендент должен свободно владеть ПК и другими современными устройствами для составления и отправки заказов и отчетов. Приветствуется опыт работы в магазине, навыки приемки товаров и базовые знания выкладки продукции.
Перспективы работы мерчендайзерам
Зачастую мерчендайзерами начинают работать студенты или выпускники, их вполне устраивает заработная плата и опыт, который они приобретают. Что касается оплаты труда специалиста по выкладке, как правило, она не очень высокая и во многих фирмах зависит от сферы деятельности организации. Профессия мерчендайзера является отличной стартовой площадкой для получения опыта и карьерного роста в сфере розничной торговли.
Довольно часто опытные и инициативные мерчендайзеры становятся супервайзерами либо торговыми агентами. Хорошо проявивший себя сотрудник также может оказаться на месте менеджера по закупкам, продажам либо попасть в отдел маркетинга на более высокооплачиваемую и привлекательную должность.