Как правильно зарекомендовать себя на новой работе
Первый период на новой работе является важным моментом становления сотрудника как члена коллектива. В самом начале, новый сотрудник старается работать как можно больше и показать себя с самой лучшей стороны. Однако, порой такое рвение может обернуться тем, что на него всегда будут сбрасывать все дела и пользоваться при малейшей возможности. Как не стать «рабочей лошадкой» или «рабыней офиса» мы расскажем в этой статье.
Предпосылки чрезмерной активности сотрудника
На любой работе есть так называемые старожилы, которые работают не первый год и чувствуют себя настолько уверенно, что достаточно грамотно делегируют свою работу на новых или более слабых сотрудников. Подобная ситуация происходит зачастую в женских коллективах, потому что женщины больше чувствуют слабых и неуверенных сотрудников, пользуются их страхами и опасениями, чем мужчины.
Будьте внимательны, ведь сначала это наверняка будут совершенно мелкие, незначительные просьбы, что вообще сложно понять процесс делегирования чужой работы. Все идет по нарастающей, сначала сотрудницу просят сделать что-то совершено безобидное, на что она потратить совсем мало времени. Если девушка взялась за работу и сделала ее быстро, следующим этапом будет более сложное и затратное по времени задание. Уже тогда можно обнаружить, что это совершенно не ваша задача, и вы выполняете работу другого. Не следует хвататься за нее, и как бы вам ее не пытались навязать следует максимально быстро проанализировать ситуацию и быстро задать ответный вопрос. Многие новенькие стесняются и бояться как впринципе провоцировать «старших» на работе, но на такой испуг они и рассчитываю. Будьте уверенней и тот момент, когда вы понимаете, что вас просто выбрали «рабыней офиса» откажите при чем достаточно резкой, но корректной форме, желательно с улыбкой на лице и очень серьезным обоснованием отказа.
Достаточно часто распространена универсальная просьба взять на себя часть обязанностей сотрудницы в связи с больничным по уходу за ребенком. Сложно отказать, ведь это семейные обстоятельства, которые могут возникнуть и у вас. Предположим, если это работа в магазине и вам приходится работать за двоих на нескольких отделах сразу. Вы наверняка справитесь, что вполне устроит вашу напарницу по смене. В этом случае обязательно просите прибавку к зарплате, иначе так будете бегать долго и часто и кроме «спасибо большое» и опыта по обслуживанию покупателей вы ничего не получите. Так же часто распространены случаи, в той же сфере, когда сотрудница просит заменить ее пока она сбегает в аптеку или еще по каким-то чрезвычайно важным делам. Имейте в виду, что поиск нужно товара может занять большое количество времени, особенно у женщины. В результате может выясниться, что никто не болел и медикаменты были вообще не нужно, а сотрудница просто провела время в парикмахерской или на встрече с друзьями или возлюбленным.
Однако, не стоит быть слишком принципиальной и подозрительной ко всем, нельзя всегда отказывать и быть самой по себе. Ведь это гразит уже другим статусом, «белая ворона», и с вами просто на просто никто не будет заводить дружеские отношения. Достаточно не упустить эту грань, между единичным случаем и частыми необоснованными просьбами.
Прежде всего, новая работа предполагает в первые же дни в новом коллективе поведение новенького терпеливое с высоким уровнем трудоспособности. Однако, при этом надо уметь говорить «нет», если явно видно что вас просто один за другим нагружают не вашей работой. Следите за общением сотрудников вокруг вас, их мимикой и типом коммуникаций. А именно, как они могут отлынивать от работы и нагружать ее не только вас, но и других более слабых товарищей по работе. Проанализировав первые рабочие дни уже сразу можно заметить, кто в коллективе «белая» лошадка, а кто «черная».
Инструменты для анализа и выявления ролей сотрудников в коллективе
Для того, чтобы составить полную картину поведения людей в вашем коллективе, можно применить несколько методов. Один из самых простых будет следующее, после рабочего дня придите домой и по свежей памяти составьте портрет каждого. Возьмите несколько листов бумаге и просто под именем каждого сотрудника пропишите его должность, примерные обязанности и что вам в нем понравилось, а что вызвало недоумение. Прописанные вами действия ваших коллег поможет вас понять, кто есть кто и быть более осторожным в последующие рабочие дни. Достаточно нескольких недель, чтобы наверняка понять кто в коллективе подкидывает вам свою работу, пользуясь случаем, а кто помогает вам решать новые для вас задачи. Но на этот момент вы уже можете стать той самой «рабочей лошадкой», поэтому в этом первом периоде не надо стараться ухватить все и у всех. Выполняйте работу только ту, которую дает вам ваш непосредственный начальник при чем анализируя собственную нагрузки. Если ее у вас и так достаточно, поговорите с руководством и объясните, что вы выполняете приоритетную работу и больше пока взять не можете.