В 2015 году были проведены исследования Digital People-2015 рекрутинговой компанией Hays и агентством интегрированных коммуникаций Comunicа, итогом которых стал вывод о высоком уровне спроса на квалифицированных специалистов digital- направления. В текущем году их искали 86% компаний, когда в 2014 году этот показатель был всего 60%. У 98% опрошенных респондентов-работодателей существуют активные вакансии в этой сфере, у 65% компаний они постоянно обновляются и спрос присутствует не реже 2х раз в году. Более 50% работодателей утверждают, что планируют создавать либо увеличивать имеющейся digital-отдел в текущем году.
Исследование показало, что существуют проблемные моменты во взаимоотношениях работодателей и сотрудников, и даже будущих кандидатов на должность. А именно около 70% опрошенных российских работодателей отказываются предоставлять digital-специалистам гибкий график работы, что зачастую ожидают соискатели. Кроме того, более 50% как существующих, так и потенциальных сотрудников сферы digital рассчитывают на дополнительное повышение квалификации и профессиональный рост, однако предоставить такую возможность могут только 39% работодателей.
Что касается соискателей на вакансии в сфере e-commerce, им не хватает уровня квалификации, об этом говорит большая часть работодателей. Особенно сложно найти специалиста, который хорошо разбирается в планировании ассортимента и имеет опыт работы с ценообразованием. Так же заметна проблема у многих соискателей отсутствие опыта работы в программе CRM и «direct marketing».
Формирование портрета среднестатистического digital-специалиста продолжается. Так в этом году оно подверглось изменениям по отношению с 2014 годом. Исследование Digital People-2015 наглядно демонстрирует, что в нашей стране возрастает популярность дополнительного образования в этой новой сфере, а именно:
- digital-маркетинга,
- e-commerce,
- рекламы или PR.
В 2014 году профильное образование и сертификаты были только у 45% опрошенных, то в этом году процент вырос уже до 61 показателя. А у тех соискателей, у которых отсутствует образование, 13% из них планируют задаться этим вопросом уже в следующем году и повысить свой уровень знаний в сфере интернет-маркетинга. Высшее образование в нашей стране невозможно получить, однако все больше популярности набирают разные онлайн-курсы, семинары, вебинары, тренинги. Цена таких курсов вполне доступна, в среднем она не превышает 10 тыс. рублей, это свидетельствует о высокой конкуренции данной бизнес-индустрии.
Проблема такого острого дефицита профессиональных кадров digital-направления на рынке труда России подтолкнула представителей профильной Ассотции интернет-разработчиков официально обратиться с письмом в Минобрнауки России и коллективно попросить ввести в российских ВУЗах факультет и специальности в направлении интернет – маркетинга. Ведь сейчас людям, которые желают связать свою профессиональную деятельность с данной сферой, приходится самостоятельно изучать эту науку, а это довольно таки сложно и не всегда результативно. Либо он может пойти на профильные курсы, однако и здесь есть сложность – существует проблема поиска и подбора действительно эффективного курса. Практически все программы курсов имеют узкопрофильное направление и дают знания только, к примеру, по SEO либо веб-аналитике, и больше подходят к дополнительному повышению квалификации, а до этого еще надо дойти, причем самостоятельно.
Максимально близка к digital-специалисту профессия маркетолога, однако с каждым годом образование классических маркетологов очень отдаляется от специфики работы интернет-маркетологов и специалистов по SEO. Причина в том, что выпускники по этой специальности не знают о важных особенностях работы поисковых машин, совершенно не имеют представления о работе с различными каналами интернет-маркетинга и методах оценки их эффективности. Этому обычных маркетологов не учат в ВУЗах, опыт в данном направлении они получают в процессе работы. Однако только выпускники специальности маркетинг чаще всего способны правильно анализировать данные и использовать важнейшие digital-инструменты. Как бы там ни было, даже дипломированного маркетолога в 95% случаев работодателю приходится переучивать в нужном направлении.
Как сказал глава рекрутингового агентства Lightman Solutions, Юрий Кондратьев, — учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке труда России высокоопытный digital-специалист может получать зарплату до 130 тыс. рублей. Поэтому найти работу интернет-маркетологом в Москве для профессионала просто, т.к. спрос растет с каждым днем.