Как победить пассивность подчиненных и активизировать их?

Не секрет, что успешность любых дел зависит от заинтересованности человека. Сотрудник, который жаждет привести проект к успешному завершению или действительно всецело вкладывается в рабочий процесс, будет гораздо эффективнее того, кто выполняет все задания «на автомате», не особо беспокоясь о результатах. Если коллектив достаточно мотивирован, беспокоиться за судьбу компании не приходится. А вот если сотрудники утратили интерес к своему делу…

Институт Гэллапа (американский институт общественного мнения) в течение 30 лет проводил исследования, посвященные уровням мотивации сотрудников. Согласно результатам многочисленных опросов, всего 13% процентов работников по всему миру действительно эффективно мотивированы на успешное выполнение рабочих заданий. Около 2/3 сотрудников вообще не проявляют никаких рабочих инициатив «в интересах компании». 

Образно это можно назвать «эпидемией пофигизма». Причин такого поведения исследование не объясняет и не предлагает никаких вариантов решения проблемы. Да и уникального способа мотивации сотрудников не существует, каждая компания должна искать выход из ситуации самостоятельно, ориентируясь на свой штат и рабочие условия. Быстро найти сотрудников, не самая сложная задача, а вот подобрать нужных людей и замотивировать их на активную и эффективную работу конечно же не просто.

Быть человеком

Разбираться с этим вопросом стоит непосредственному начальству «ленивых» сотрудников, нежели «верхушкам» компании. По мнению некоторых психологов, повысить активность работников будет проще в том случае, если они увидят чуткого и не безразличного руководителя. Его задача – показать подчиненным, что их проблемы не останутся без внимания.

Менеджер должен не только служить примером и проявлять личную заинтересованность ко всем рабочим моментам, но и уметь построить с подчиненными действительно доверительные отношения и вовремя найти стимулирующие факторы, чтобы удержать интерес к работе на должном уровне. 

По мнению психологов, проблема многих менеджеров в том, что они стараются избегать щекотливых и личных тем, не проявляют человеческого участия и сочувствия к чужим проблемам. Конечно, личные дела нужно оставлять вне работы, но зачастую тормозить деловой процесс могут именно переживания о проблемах, которые появились в пределах рабочего места. Не исключено, что сотрудника могут беспокоить какие-то неудачи с предыдущим проектом или плохие отношения в коллективе, и задача менеджера – выяснить этот вопрос. Поэтому, если руководитель отдела хочет сформировать сильную и дружную команду профессионалов, он должен активно проявлять интерес и участие в их жизни.

Далеко не на всех курсах для менеджеров говорится о том, как важно обычное общение с подчиненными. Меж тем, в некоторых случаях причиной «эпидемии пофигизма» в конкретном коллективе могут стать именно действия непосредственного руководителя.

Зачастую люди быстро теряют интерес к слишком простым или слишком скучным задачам – они видят в себе больший потенциал и не понимают, почему ценное время приходится тратить на рутинные занятия. С этим бороться легко: нужно просто поручить подчиненному более сложное и интересное занятие, которое поможет ему встряхнуться и снова влиться в рабочий процесс.

По мнению специалистов, самый эффективный способ «взбодрить» сотрудника — поручить ему другие рабочие задания, заменив их на более интересные варианты. Однако, применимо это далеко не для всех дел. Например, для сотрудников колл-центра новых задач не найдешь и сферу деятельности не сменишь, и здесь придется подбирать другие варианты.

Что делать?

  1. Оцените сложившуюся ситуацию и подумайте о возможных причинах потери интереса к работе. 
  2. Поговорите с каждым подчиненным с глазу на глаз. Общие собрания никогда не будут столь эффективными, как приватные разговоры. Постарайтесь меньше говорить и больше слушать, позвольте человеку выговориться и откровенно высказать все свои недовольства и рассказать о возможных потребностях.
  3. Прямо спросите о том, что может «подстегнуть» сотрудника и вернуть ему желание снова проявлять рабочую инициативу. Предложите несколько вариантов сами – от денежной премии за хороший результат по итогам месяца до смены задач и перехода на другие проекты.
  4. Через некоторое время проведите повторную беседу и узнайте, какие изменения произошли со времени вашего первого разговора. Не всегда с первого раза можно добиться нужного результата.

Конечно, разочаровавшихся сотрудников можно просто заменять другими, постепенно обновляя штат. Но будет ли это действительно эффективным? Новички рано или поздно тоже заразятся «пофигизмом», а высокая текучка кадров на пользу компании вряд ли пойдет. Лучший вариант — разработать систему, которая будет снова и снова повышать интерес подчиненных к выполняемому делу. А уж выяснять какая мотивация необходима вашему коллективу, — одна из ваших главных задач.

Новости

  • Молодёжный форум «Профессиональный рост» в Москве. Приходи!

    Ты не спишь ночами, учишь билеты, пишешь курсовые, защищаешь диплом, а взамен получаешь фразу «мы Вам перезвоним» или «нам нужные более опытные сотрудники»? Хватит это терпеть! Приходи 21 марта на Молодежный форум «Профессиональный рост»

  • Мигранты выбирают

    Новости рынка труда России осветили вопрос в СМИ, какие города в России выбирают в 2016 году трудовые мигранты и на чем основывается их выбор. Рейтинг привлекательности городов мигрантов составили в департаменте социологии и политологии Финансового университета

Все новости

Горячие вакансии в России